Безопасность в автомобиле
Пожар в автомобиле — происшествие чрезвычайно опасное, быстротечное и разрушительное. Машина полностью сгорает буквально за 5-10 минут, поэтому каждый водитель должен рассчитывать в первую очередь на свои силы – наличие огнетушителя. А также, не забывайте, незамедлительно позвонить и вызвать пожарно-спасательную службу.
Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике напоминает, основные причины возгораний в автомобилях:
1. Электропроводка.
Самый типичный пример – скрытые последствия ДТП. Произошла авария, в результате которой оказался повреждённым или зажатым жгут проводов. После ремонта машина ездила полгода или год, а потом вспыхнула... Что произошло? Все это время провод подвергался вибрационной нагрузке, и в какой-то момент произошло разрушение его изоляции и замыкание на «массу». Потеки масла, забившийся под капот тополиный пух, искрящий провод – и всё…
К тому же всегда нужно помнить о естественном износе: с годами под воздействием агрессивной среды и большого перепада температур изоляция может разрушиться, потрескаться. Именно поэтому машины старше десяти лет — в группе риска.
Совет: после ДТП или если машине более 10 лет обязательно обратитесь к автоэлектрику с просьбой проверить целостность всех жгутов и качество их крепления. Обращайтесь только на проверенные стации технического осмотра (СТО), где работают квалифицированные мастера.
2. Перегруз электропроводки.
Ещё одна причина возгорания — подключение к электросети автомобиля дополнительной нагрузки, на которую она не рассчитана. Это влечёт за собой опасное повышение силы тока. Некоторые «умельцы» подключают к электрической сети автомобиля мощные сабвуферы или обогрев сидений. В результате сила тока на определённом участке проводника недопустимо возрастает. Но проводка на это не рассчитана, и возникает перегрузка: повышенный нагрев проводника с последующим коротким замыканием, которое может привести к возгоранию автомобиля.
Совет: при установке дополнительного электрооборудования используйте отдельные провода с нужным сечением, при этом, не забывая использовать предохранители. Предохранитель предназначен именно для предохранения от перегрузок в электропроводке. И если он сгорел, это повод не просто поставить взамен новый, а нанести визит на СТО и проверить электропроводку. Горе-водитель рассуждает примерно так: сгорел предохранитель на 10 ампер, поставлю на 20, этот не сгорит. Да, не сгорит. Но запросто сгорит автомобиль…
3. Обогрев двигателя.
В ход идут старые фуфайки, листы войлока, полиуретана, да и вообще любой подручный материал, валяющийся в гараже. Мотивируются подобные действия тем, что утеплённый таким образом двигатель меньше остывает и его легче завести.
Это миф! Да, если ваш автомобиль простоял на морозе 15-20 минут, то будучи укутанным, он остынет не так сильно. Но если проходит 3 часа, не стройте иллюзий, никакая фуфайка от полного остывания мотор не спасёт. А вот шансы на то, что вы вдруг увидите клубящийся из-под капота дым, возрастают многократно.
Совет: если вы все-таки хотите утеплить моторный отсек, установите лист теплоизоляционного материала, но только не на двигатель, а на обратную сторону крышки капота. Крепить нужно тщательно, чтоб не допустить отслоения листа и его контакта с горячими частями мотора.
4. Разгерметизация топливной системы.
К утечке топлива может привести разрушение шлангов, нарушение уплотнений топливной рейки, даже некорректная установка автономного подогревателя. Недопустимо продолжать движение, не устранив причину дефекта.
Совет: если вы почувствовали в салоне запах бензина, немедленно остановитесь и заглушите двигатель! Использование такого транспортного средства запрещено Правилами дорожного движения.
5. Особенности конструкции современных автомобильных двигателей.
Не вдаваясь глубоко в технические подробности, отметим следующее. Выхлопная система – штука замечательная. После неё отработанные газы практически не представляют собой никакой опасности. Важный нюанс заключается в том, что при работе выхлопной системы некоторые элементы раскаляются до 800°С, это его нормальная рабочая температура. А находятся они под днищем автомобиля.
Совет: не паркуйте свой автомобиль в жаркую погоду и тем более не оставляйте его с не заглушенным мотором на лужайке. Сухая трава может загореться.
Совет. Огнетушитель – друг автомобилиста.
Давайте будем откровенны: во многих ли автомобилях огнетушитель лежит в самом доступном месте, да ещё и большого объёма? Нет, он в лучшем случае хранится где-то в недрах багажника и вынимается оттуда только при прохождении техосмотра. А в худшем – он просто отсутствует.
Совет: лучше иметь огнетушитель объёмом 5—10 литров. Рекомендуем углекислотный, поскольку порошковый может повредить работающий двигатель. Не забывайте о необходимости их периодической перезарядки!
Что делать?
Первым признаком и сигналом к действию обычно становится запах горелой пластмассы, изолирующего материала электропроводов.
Главное — не «прозевать» этот момент. И если запах действительно появился, нужно остановиться, заглушить двигатель и поставить машину на ручной тормоз.
Затем необходимо отключить аккумулятор. Очень разумно возить под водительским ковриком маленький гаечный ключ, с помощью которого снимается клемма с аккумулятора.
Если же пожар под капотом уже начался и к моменту обнаружения успел набрать силу, то при его ликвидации нужно соблюдать определённые правила:
- прежде, чем открыть капот, подготовьте средства пожаротушения;
- при открывании двери или капота учтите: приток кислорода может привести к увеличению пламени;
- струю пены или порошка из огнетушителя направляйте на основание пламени;
- для тушения пожара используйте любые подручные средства: песок, землю, снег, одежду из плотной ткани.
Когда пожар набрал силу, и все действия по его локализации не принесли ожидаемых результатов, находиться рядом с горящим автомобилем опасно, так как существует вероятность взрыва топливного бака. В этом случае лучше отойти на безопасное расстояние и ждать приезда пожарно-спасательных подразделений.